


Я увидел старую калитку, сколоченную еще дедом Иваном и уже потрескавшиеся рамы ворот и вспомнил, как совсем недавно, в первый мой приезд после нашей свадьбы тесть показал мне, еще студенту третьего курса строительного факультета, недавно дембельнувшегося из РККА на лежавшие в тени доски и попросил: "Сделай , Олег, рамы для ворот, а то старые еще отец делал и они рассохлись и ворота перекосило. Ты из лесных краев, а мы тут с деревом работать не умеем"
Лукавил старый-все он умел, просто хотел посмотреть откуда у новоиспеченного зятя руки растут. Ну а я впервой по наитию взял да за пару вечеров их сваял, да еще и уголки для жесткости из дюраля вырезал и прибил. А потом эти рамы стояли в тени еще года три , пока не пришел в семью второй зять - Анатолий: афганец, пограничник-кинолог и по совместительству одноклассник моей жены, взявший в жены ее младшую сестру. Он то и перенес забор, помогая тестю расширять двор, вкопал новые столбы из добытых на железке в Улан-Холе шпал, он и поставил мои рамы и аккуратно перенес на них старые доски ворот.




Доски в этих степных хазарских краях всегда были ценностью и их берегли. Многое они видели и помнили. Помнили, как сплавляли их по Волге до Каспия в плотах в 20-е, как пилили в Астрахани и строили заборы во вновь создаваемых калмыцких колхозах, когда приучали кочевников: скотоводов и воинов к новой оседлой жизни. Помнили как по ночам стучались в них те, кто приходили проведать своих родных : те, кто не принял эту власть и бандитствовал в степи, хоронясь в камышовых болотах северного Каспия почти до самой войны. Помнили как уходили отсюда в 41 на войну: кто героически бороться за Россию, которой присягнул в 18 веке, еще Аюка-хан , за что его народ и получил эти земли

а кто для того, чтобы в 42 во время Сталинградской битвы и битвы за Кавказ переметнуться целыми полками к немцам и пользуясь формой нести смерть в тылах сражающейся Красной Армии. Помнили они и ночь возмездия: 1 января 1943 года, когда пришедшие подразделения НКВД собрали без разбора и выселили в Сибирь всех калмык.
Помнили доски, как заметались песком обезлюдевшие села и как в 46 после войны их снял дед моей жены, потомственный рыбак-бригадир рыболовецкой артели и перевез их в райцентр, где взяв в подмогу младшего сына, соорудил из них забор вокруг старой родовой землянки в центре городка. Так началась их жизнь в заборе двора моего тестя, где они охраняли покой не одного поколения.


Помнили ворота, как подрос у деда Ивана младший сын и ушел в армию, помнили, как через три года вернулся, как привел в дом красавицу-жену, как родились у него две внучки и как привозил их на ЗИЛе сын в гости к отцу.
Помнил забор, как его перенесли в 70-е к новому дому, что дали ветерану взамен обветшалой землянки. Помнил, как собиралась каждое лето в его дворе вся родня, как приезжали со всей страны дети и внуки и помнил широкие казачьи гулянки с песнями и плясом до упада. Помнил забор, как сплясал у «Нивы» сына в последний раз дед Иван, когда увозил внучек в пионерлагерь его младший сын, как махал рукой у калитки, а потом присел в тенечке на бассейн, оперся на забор спиной, да так и остался сидеть глядя через калитку палисадника на пыльную дорогу.

А потом в дом переехал младший сын-мой тесть и жизнь закипела заново- и прошел еще один круг жизни со всеми бедами великой страны и заботами ее людей. И уходили в его ворота в вечность старики и гулялись новые свадьбы и приносили в под его защиту и тень новое поколение: и родился здесь и мой сын и две дочери Анатолия и выросли здесь наши дети, и вот им уже третий десяток и у них дети, а нам-последним, кто подновлял забор уже к полтиннику, а тестю с тещей по 78 лет и собрались мы этим летом, отложив все свои заботы, чтобы поздравить их с золотой свадьбой.


А старики сказали: « Не тратьтесь на гулянку: вам накладно а нам уже тяжело , да и ни к чему. Почините лучше нам забор.» Да не проблема, неужто 5 мужиков: мы с сыном, Анатолий с двумя зятьями не справимся, да еще под руководством тестя. В общем накануне этого утра сели вечерком в тени виноградника и порешили – чинить уже нечего и новому забору быть.
